Светлана Игнатьева,
специалист по контекстной рекламе компании SEO.RU
- Скликивание — это что?
- Признаки, по которым можно определить клик-фрод
- Как бороться со скликиванием?
Скликивание — это что?
Скликивание, или клик-фрод (англ. click-fraud), — это накрутка кликов (вручную или с помощью программы) по объявлениям контекстной рекламы для растраты рекламного бюджета.
Как это работает?
Самое простое скликивание — это когда пользователи кликают на объявление много раз: например, по объявлениям своих конкурентов, чтобы израсходовать их бюджет и поднять свои объявления выше. Но система такие клики определяет как фрод и не учитывает. Расходы на фрод автоматически возвращаются на баланс кампании.
Серьезнее проблема становится, когда рекламу скликивают боты. Они полностью симулируют поведение пользователя, и это не распознается системами как фрод. Подобные услуги предлагают на специализированных форумах, а также по телефону или e-mail рассылкам компаниям.
Скликивание происходит и в Яндекс.Директ, и в Google Ads.
Когда есть подозрения на скликивание рекламы?
Если, оценивая эффективность контекстной рекламы, вы заметили, что средства расходуются слишком быстро и кампании останавливаются через 15-30 минут после запуска, то, скорее всего, ваши конкуренты настроены на нечестную борьбу.
Нужно обратить внимание на следующие признаки, по которым можно определить клик-фрод. А затем обратиться к компетентным специалистам, которые помогут настроить Яндекс.Директ или Google Ads по адекватной цене.
Признаки, по которым можно определить клик-фрод
-
Быстро расходуется бюджет. Если у вас конкурентная тематика при средней стоимости клика в 100 рублей и ограничении бюджета в 300 рублей, то бюджет может быстро заканчиваться сам по себе. Но если у вас адекватный бюджет и раньше его хватало на весь день, а сейчас он сгорает за 30 минут, то стоит насторожиться и посмотреть статистику по кампании.
-
Высокий процент отказа и низкое время на сайте. Проанализируйте статистику в Яндекс.Метрике или Google Analytics, обращая внимание на отказы и среднее время на сайте. Высокий, близкий к 100% отказ и низкое, до 15 секунд время может подтверждать скликивание рекламы:
-
Большой процент посещений с определенного местоположения. Чтобы проверить этот показатель, нужно сформировать отчет по местоположению и проследить, у пользователей с какого города самый высокий процент отказов и самое низкое время просмотра (близкое к нулю):
Также посмотрите регионы показа: если регион показа Москва, но в отчете есть другой, не соответствующий заданному регион показа рекламы, это тоже признак клик-фрода.
-
Большой процент трафика по определенному устройству. Это проверяется с помощью отчета по устройствам. Если там мы видим, что больший процент трафика приходится на 2 устройства, при этом отказы близки к 100% и время просмотра 2-3 секунды, то это, скорее всего, скликивание:
Но, чтобы убедиться в этом окончательно, нужно протестировать работу сайта именно на этих устройствах и убедиться в том, что сайт корректно на них открывается и работает.
-
Недействительные клики. В аккаунте Google Ads в столбце «Недействительные клики» можно увидеть количество кликов, которые система определила как клик-фрод. Средства за эти клики будут возвращены на ваш аккаунт.
В аккаунте Яндекс.Метрики также можно посмотреть недействительные клики. Это делается с помощью отчета «Статистика по дням» и «Общая статистика» в строке «Недействительные клики» за период, который нужно проверить.
К сожалению, система не может определить все случаи клик-фрода. И если вы заметили скликивание, но система зафиксировала только его малую часть, нужно принять меры самостоятельно.
Как бороться со скликиванием?
- Обратиться в техподдержку Яндекс.Директа или Google Рекламы.
Для этого нужно написать письмо с подробным описанием проблемы и скринами из систем аналитики для подтверждения клик-фрода. Но не всегда сотрудники техподдержки могут помочь. Иногда можно получить в ответ стандартное письмо, где вас проинформируют, что клик-фрод не обнаружили:
Но что делать, если система не определила скликивание, а бюджет по-прежнему тратится впустую? Можно продолжать засыпать письмами техподдержку и ждать, когда они признают часть трафика клик-фродом и вернут деньги. А можно попробовать другие способы.
- Исключить регион или устройство.
Например, мы выяснили, что нашу рекламу скликивают из Краснодара, с устройства HTC Desire 12+. Значит, можно попробовать исключить показ рекламы для этого региона и исключить эту модель мобильного устройства. Это можно сделать в аккаунте Google Analytics:
Но, к сожалению, в большинстве случаев это не помогает.
- Использовать сервисы, которые защищают от скликивания.
Такая защита от скликивания — это самый действенный способ, если у вас нет сильной службы информационной безопасности (если есть, тогда вам больше подойдет следующий вариант).
В своей практике мы использовали сервис clickcease.com, который помог решить проблему. Это платный сервис, стоит от 15$ в месяц. Для крупного и среднего бизнеса это небольшая сумма, для малого — уже дополнительные расходы.
У этого сервиса есть тестовые 14 дней, которыми можно воспользоваться для сбора IP-адресов недобросовестных конкурентов. А затем исключить их в настройках рекламной кампании в аккаунте (они автоматически добавляются из сервиса). Но тестовых двух недель может быть недостаточно, так как IP постоянно обновляются и использовать сервис нужно постоянно.
Есть и другие сервисы с аналогичными функциями — возможно, среди них для найдется что-то более подходящее.
- Искать злоумышленников самостоятельно.
Не всегда действенный способ, так как найти злоумышленника очень сложно. Для этого нужно иметь целый штаб квалифицированных специалистов по информационной безопасности и соответствующее оборудование.
Услуги скликивания рекламы конкурентов предлагают на специализированных форумах, обращаясь напрямую в компании по телефону или e-mail. Но не забывайте, конкуренция всегда должна быть честной. И если вы можете воспользоваться подобной услугой, то и ваш конкурент может поступить так же.