Короткая назидательная история: стремясь занять как можно больше мест в поисковой выдаче, владелец бизнеса создает несколько разных ресурсов с одинаковыми реквизитами, ассортиментом, контактами и адресами.
Поначалу все идет по плану: сайты дружно в ряд идут в поисковой выдаче, приводят трафик и продажи. А потом очевидные «совпадения» адресов и товаров замечают поисковые роботы Яндекса. Сайты накрываются непроницаемым аффилиат-фильтром.
Разбираемся, так ли грозен этот инквизитор и как избежать встречи с ним.
- Что такое аффилиат-фильтр от Яндекса и за что его можно получить?
- Как понять, что сайт попал под действие аффилиат-фильтра?
- Что делать, чтобы не получить аффилиат-фильтр: правила
Что такое аффилиат-фильтр от Яндекса и за что его можно получить?
Что такое сайт-аффилиат? Аффилиатами признаются веб-площадки одного владельца, которые предлагают одни и те же услуги или продают одни и те же товары. Другими словами, фильтр накладывается за стремление занять выдачу по одним и тем же поисковым запросам. Если запросы разные даже в рамках одной тематики, то фильтра, скорее всего, не будет (например, один сайт продает древесину, другой — готовые доски).
У Google и Яндекса разное отношение к аффилированности: если первый смотрит на нее сквозь пальцы, то у второго есть и автоматические, и ручные инструменты для поиска братьев-близнецов. При этом официально наличие такого фильтра у себя Яндекс не подтверждает. Но фильтр работает. И страдают от него именно те сайты, которые продвигаются по Яндексу.
Наложение таких санкций — это один из способов недопущения монополизации выдачи, то есть передачи всех позиций в одни руки. Зачем это поисковым системам (ПС)? Чтобы не терять пользователей: поиск — это всегда чуть больше, чем просто поиск: там как минимум там есть контекстная реклама и ссылки на собственные сервисы ПС. Неадекватная выдача доверия вызывать не будет.
Так ли все страшно? Смотря как посмотреть: если у вас много похожих сайтов, то после наложения фильтра в выдаче останется один. Да, это будет ваш веб-ресурс. Но он будет один, а все остальные в таком случае не окупятся. При этом фильтр могут наложить и случайно.
Что должно совпадать, чтобы Яндекс признал сайт аффилиатом:
- тематика и регион продвижения;
- данные whois у доменов;
- IP-адрес и/или хостинг;
- время регистрации доменов;
- название и адрес фирмы;
- IP-адреса;
- семантическое ядро;
- ссылочная масса;
- информация о владельцах — на сайте и/или в Яндекс.Справочнике. Достаточно совпадения нескольких данных: телефон, e-mail, реквизиты, ссылки на соцсети и мессенджеры;
- аккаунт Метрики и Вебмастера, счетчики Метрики и liveinternet;
- контент (тексты, фото, описания услуг и категорий) и html-коды;
- дизайн;
- ассортимент, цены, сервис, условия доставки.
Некоторые из этих параметров (адреса и телефоны) служат прямыми факторами попадания под аффилиат-фильтр, а некоторые (хостинг) только косвенно указывают на то, что сайты — близнецы. Как правило, фильтр получают площадки, у которых подозрительно много совпадений, то есть одного какого-то сходства недостаточно.
Поиск аффилиатов сайта Яндекс проводит как автоматически, так и вручную, с помощью асессоров. В первом случае снять аффилиат-фильтр получится только тогда, когда запустится поисковой апдейт. Вам придется поменять всю повторяющуюся информацию, которую удастся найти. Во втором случае фильтр могут снять только асессоры при повторной проверке. Но из-за полутеневого положения фильтра невозможно хотя бы приблизительно предугадать, когда это случится.
Как понять, что сайт попал под действие аффилиат-фильтра?
Проверить, наложен ли на сайт аффилиат-фильтр, можно только анализируя выдачу по косвенным признакам.
Самый заметный из них — это полное выпадание из выдачи сразу по группе запросов. Подчеркнем: не позиции понижаются, а самих страниц веб-площадки в поиске нет, несмотря на то, что они проиндексированы. Чаще всего это происходит сразу по всем запросам. Иногда страницы находятся в топе по нескольким ограниченным запросам, но в то же время по смежным они не находятся. Логика здесь такая: несколько аффилированных сайтов релевантны одному запросу, поэтому в выдаче будет только один, самый релевантный.
Еще бывает «мигание»: по разным запросам показывается то один, то другой сайт, причем каждый раз на разных позициях. Особенно заметно это до и после поискового апдейта.
Что делать, чтобы не получить аффилиат-фильтр: правила
Получить аффилиат можно как расплату за осознанный риск (когда вы в здравом уме и твердой памяти создаете похожие ресурсы) и как неожиданное наказание ни за что (когда вы вообще не при делах). Во втором случае, когда у вас один сайт, у вас и надежда одна — техподдержка Яндекса. Предвидеть ошибочное наложение аффилиат-фильтра нельзя, поэтому и предварительно что-то сделать — тоже.
Совсем другое дело — первый вариант, когда вы осознанно создаете несколько похожих сайтов. Давайте сразу разберемся: создавать площадки для отдельных подниш, которые и пользователями, и ПС определяются как отдельные, — это нормальная и «белая» практика. Просто разграничение на ниши — это не всегда очевидная черта. Очень часто с точки зрения бизнеса нишевание провести можно, а с точки зрения SEO — нельзя.
Если же вы твердо решили, что вам нужно несколько веб-ресурсов, разрабатывайте их по правилам:
- Создавайте сайты для действительно разных услуг и/или товаров. Разные здесь в первую очередь — это такие, ассортимент и семантика которых не пересекаются. Максимум можно допустить 20% совпадений.
- Внедряйте разный дизайн, используйте разные CMS и хостинги.
- Для роста внешней ссылочной массы используйте разные площадки.
- Заводите разные аккаунты на Яндексе для Метрики и Вебмастера.
- Не скрывайте, что сайты принадлежат одной кампании и все они — часть одной экосистемы, которую контролирует одна организация.