Автор статьи: Ренат Шарипов, руководитель SEO-отдела компании SEO.RU
- Что такое информационный сайт?
- Типичные seo-проблемы сайтов-новостников
- Как продвигать новостной сайт: руководство к действию
- Что будет, если не внедрять рекомендации оптимизаторов
Что такое информационный сайт?
Определимся, с чем имеем дело.
Разработка и продвижение сайта местных новостей приведет к гораздо более скромным результатам, чем, например, продвижение сайта общероссийского телеканала просто потому, что у них совсем разный объем аудиторий. Показатели посещаемости зависят от региона охвата: для местных СМИ может быть вполне нормальной посещаемость в несколько десятков тысяч посетителей, а для федеральных – в миллион.
Продвижение информационного ресурса в сети Интернет начинается с решения проблем, которые присущи всем сайтам такого типа.
Типичные seo-проблемы сайтов-новостников
Проблемы с соответствием требованиям поисковых систем испытывают все веб-ресурсы СМИ, которые никогда не оптимизировались. Если сайт собирает больше 200 тысяч посетителей в месяц, то после исправления SEO-проблем он сможет набирать 600 тысяч. Единственное ограничение здесь – объем аудитории региона.
Основные SEO-проблемы новостных ресурсов:
- Дублирующиеся страницы и контент.
- Пустые или дублирующиеся метатеги.
- Скопированный контент (за сайтом не закреплено авторство).
- Неадаптированность ресурса для мобильных устройств.
- Сложная навигация и запутанная структура.
- Бесполезная и некачественная перелинковка (несколько одинаковых ссылок на одной странице или ссылки на страницы с 404 ошибкой).
- Низкая скорость загрузки страниц.
- Нестабильная индексация страниц.
- Отсутствие сайта в агрегаторах новостей и социальных сетях.
- Нестабильный хостинг.
- Отсутствие протокола безопасности.
Именно с этими недостатками чаще всего приходится бороться на практике.
Как продвигать новостной сайт: руководство к действию
Теперь разложим по полочкам, как продвигать новостной сайт.
Типы поисковых запросов, которые нужно использовать
При продвижении информационного сайта семантического ядра в классическом смысле нет, поскольку трафик у такой площадки преимущественно новостной и событийный. Здесь главная цель – публиковать как можно быстрее и чаще актуальные новости. Благодаря интересным и своевременным материалам на сайте будут посетители, даже если поисковый запрос пользователя будет неточным. Основной поисковый трафик электронных СМИ формируется именно по таким естественным низкочастотным запросам: если в момент времени людям интересна какая-то тема, искать и находить информацию по ней они будут по-разному. Главное – попасть в этот интерес.
Читайте по теме: Пошаговое руководство по сбору семантики сайта с использованием Яндекс.Wordstat и Key Collector
Но семантика все равно подбирается, и в случае новостных порталов – это ограниченный набор крайне высокочастотных запросов: например, «новости Ульяновска», «новости Ульяновска сегодня», «новости Ульяновска онлайн» и любые другие вариации с городами, регионами и населенными пунктами. Под эти запросы можно и нужно оптимизировать разделы сайта.
Другая категория запросов (условная) – имена собственные: имена известных персон или участников каких-то событий, бренды, названия компаний, товаров, а такие названия географических точек.
Техническая сторона силы
Частично возвращаемся к пункту про SEO-проблемы и разбираем, как их решать.
- Служебные файлы.
Сначала нужно настроить файл robots.txt, дав поисковикам прямые правила – добавлять или не добавлять страницы в индекс поисковых систем. В файле не должно быть следующих строк:
User-Agent: *
Disallow: /
Другой файл, нуждающийся в настройке, – sitemap.xml. Для продвижения информационных ресурсов настройка этого файла критически важна: поисковые роботы обходят сайт последовательно, страница за страницей, а страниц у сайтов-новостников очень много. Зная о краулинговом бюджете, владелец веб-ресурса должен сделать индексацию максимально простой для поисковых машин – задать им направление, нарисовать маршрут. Роль проводника тут отводится как раз файлу sitemap, который помогает поисковикам не заблудиться и быстрее сканировать сайт. Для создания sitemap можно использовать специальные автоматические модули – о них подробно рассказывал Яндекс.
- Битые ссылки.
Основная причина появления таких ссылок, внешне видимых и никуда не ведущих, – невалидный код. Используйте валидатор, чтобы найти ошибки кода, и поставьте программисту задачу исправить их.
- Дубли контента и метатегов.
Дублирование плохо тем, что робот может выкинуть из выдачи как оригинал, так и копию страницы. А для веб-площадок СМИ технические дубли – очень распространенная проблема: страница доступна и по URL-адресу www.сайт.ru, и по адресу сайт.ru. Или по адресу сайт.ru/page-1 и по адресу site.ru/page-1/.
Чтобы этого дублирования не было, нужно на программном уровне настроить главное зеркало, чтобы со всех вариантов адреса пользователь автоматически переходил к основному, правильному адресу.
Все лишние страницы лучше удалять, хотя это сложнее. Используйте seo-программы, чтобы найти неправильные адреса и убрать их. Таким же образом решается проблема дублированных метатегов: найти и обезвредить, то есть уникализировать.
Вручную больше 50 000 метатегов заполнить невозможно, поэтому используйте скрипты: пропишите метатеги по определенному шаблону для страниц каждого раздела. Например, в разделах новостей <title> заполнять на основе h1, а <description> заполнять первым предложением из текста. На страницах пагинации рубрик заполнить по трафарету «[Название рубрики]+[номер страницы пагинации]».
Еще на сайтах новостей встречаются частичные дубли контента на страницах пагинации комментариев. Например, site.ru/page-1/?comments=page_1 и site.ru/page-1/?comments=page_2 будут различаться только текстом комментариев, а текст новости будет одинаковым. Для поисковых роботов это дубли. Поэтому нужно настраивать специальную команду rel=canonical для страниц пагинации.
- Прописать метаданные к изображениям
Каждое изображение, в том числе фотографии, должно иметь заполненный тег <alt>. Например, можно использовать предложение из текста рядом, наименование файла или заголовок статьи с нумерацией для каждой картинки.
Мобилопригодность
По данным Mediascope на начало апреля 2019, почти половина россиян заходит в Интернет только с мобильного. Этот колокольчик звонит и по сайтам СМИ: если у вас нет адаптивного дизайна или мобильной версии, количество читателей будет неуклонно снижаться.
Проверять, насколько ресурс оптимизирован для мобильных гаджетов, можно с помощью специальных сервисов:
- Инструмент проверки и WebPageTest от Google.
- Проверка мобильных страниц в Яндекс.Вебмастере.
Перелинковка
Что такое некачественная перелинковка?
- Несколько одинаковых ссылок на одной странице.
- Ссылки на страницы, которые не подлежат продвижению.
- Ссылки на страницы с ответом 404.
- Страницы без входящих и исходящих ссылок.
- Страницы, ссылающиеся на себя.
Читайте по теме: Структура и анкоры для внутренней перелинковки: виды, правила, тонкости для SEO
Такого быть не должно. Перелинковки нужны:
- для навигационных целей – так они помогают читателям ориентироваться в разделах;
- для формирования блоков ассоциированных материалов – блоки «Вы смотрели», «С этим читают» и так далее показывают читателю те статьи, которыми он может заинтересоваться;
- для расширения контекста – ссылки внутри текста, которые подтверждают, раскрывают или дополняют содержимое статьи.
Вот по этим принципам – навигация, ассоциация, контекст – нужно строить стратегию перелинковок. Чтобы не получилось так:
Старайтесь не делать очень много ссылок, за это Яндекс и Google карает фильтрами, из-под которых вылезть очень нелегко.
Микроразметка
У нас есть подробная инструкция по работе со структурированными данными. Особенно полезная микроразметка для актуальных новостей: так пользователи будут видеть уникальный сниппет прямо в поиске, а это выгодно выделяет на фоне остальных сайтов. Рекомендуем использовать Schema.org для сниппетов и OpenGraph для соцсетей.
RSS, push-уведомления и социальные сети
Дополнительный трафик при продвижении новостного сайта можно получить, добавив свою RSS-трансляцию в специальные сервисы. Такие сервисы пользуются популярностью у людей, которым удобнее читать новости с нескольких площадок в одном окне. Несмотря на отсутствие собственного контента, посещаемость таких площадок достаточно высокая.
Внедрите push-уведомления, чтобы вас читали чаще. Есть сервисы, которые позволяет отправлять push-уведомления и в браузере, и на мобильных платформах, и даже из групп «ВКонтакте». Но здесь очень важно не переборщить. Из кейса «Медузы» на эту тему можно выделить два правила. Первое: никогда не пушить сомнительные новости, которые скорее всего опровергнут. То есть никакого хайпа ради хайпа и набора трафика за счет ненадежных и подозрительных новостей. Второе правило: не посылать десятки уведомлений за день. В противном случае это начнет раздражать либо превратится в проходящий мимо фоновый шум.
И про социальные сети. Соцсети приводят большой трафик и иногда это трафик от более заинтересованных людей. Из-за этого улучшаются поведенческие показатели: люди читают больше, дольше и чаще – вырастает глубина просмотра и время, проведенное на ресурсе. Помимо этого, соцсигналы положительно влияют на SEO-характеристики площадки. Так что хотя бы паблик «ВКонтакте» нужно завести.
Оптимизация под агрегаторы
Дополнительный приток читателей можно привлечь из новостных агрегаторов. Это, например, Google News или Яндекс.Новости, у которых топ-5 новостей есть на главной странице поиска:
Эти агрегаторы собирают информацию автоматически. Чтобы попасть в них, нужно соответствовать требованиям и, конечно, создавать качественный контент.
Что будет, если не внедрять рекомендации оптимизаторов
Если не удалить технические дубли страниц, роботы поисковиков будут «спотыкаться» при индексировании, и целые разделы (например, раздел с комментариями) просто не будут попадать в индекс.
Если тексты пишут штатные сотрудники СМИ, то они должны закреплять за собой авторство своих текстов. Это особенно актуально для молодых сайтов, существующих менее 5 лет. Потому что текст (хороший текст) скопируют себе ресурсы с бо́льшим доверием поисковиков, и именно эти ресурсы будут признаны поисковиками как авторы, хотя это не так.
Если между разделами не будет грамотной перелинковки, то добавленные давно страницы могут вообще не попасть в индекс ПС – роботы до них просто не доберутся. И пользователи не будут читать старые материалы. А значит, у ресурса в целом будут невысокие показатели поведенческих метрик: ниже глубина и длительность посещения сайта.
Если не будет хорошей адаптивной версии, сайт будет терять 30% трафика.
Вывод таков: если при продвижении сайта СМИ владельцы отказываются внедрять рекомендации, они теряют свою аудиторию. С ней уходит трафик и заработок на рекламе.